У Минздрава требуют лекарств от ВИЧ для наркопотребителей и психически больных
Активисты движения «Пациентский контроль» отправили обращение в Минздрав и Роспотребнадзор с просьбой объяснить, почему для психически больных и наркоманов лечение ВИЧ рекомендуется отложить на неопределенный срок, пишет «Лайф».
Осенью 2017 года были опубликованы клинические рекомендации Минздрава по лечению ВИЧ, в них появился пункт о том, что препараты для терапии ВИЧ (антиретровирусную терапию) не стоит давать психически больным и людям с «тяжелой наркотической зависимостью».
Какие конкретно психические заболевания имеются в виду и что считается «тяжелой наркотической зависимостью», не уточнялось. Отмечается лишь, что АРВ-препараты таким людям лучше назначать, когда они выздоровеют (что считается выздоровлением, не уточняется).
«Рекомендуется отложить начало АРТ при наличии психических заболеваний и тяжелой наркотической зависимости. В данных случаях предполагается невозможность формирования необходимого уровня приверженности режиму терапии, в связи с чем АРТ возможно отложить до выздоровления, достижения ремиссии, эффективной реабилитации, повышения приверженности», — сказано в документе.
Эффективность терапии напрямую зависит от того, насколько регулярно пациент принимает таблетки, это помогает максимально снизить количество вируса в крови. Если исправно принимать лекарства, ВИЧ-инфицированный может поддерживать свое здоровье и обезопасить своих близких (он фактически перестает быть источником заражения).
«Такие рекомендации, по нашему мнению, ограничивают права ВИЧ-инфицированных граждан на доступ к лечению и на своевременное назначение АРТ. Право на получение АРВ-терапии ВИЧ-инфицированному пациенту гарантировано федеральным законом», — поясняют активисты.
Как рассказала «Здоровью Mail.Ru» активист движения «Пациентский контроль» Юлия Верещагина, упор при подготовке обращения делался на потребителей наркотиков, планируется привлечь правозащитников пациентов с психическими болезнями. «Я думаю, что изменить ситуацию вполне реально, и если Минздрав не согласится полностью убрать обсуждаемый нами пункт, то пусть подробно разъяснит его. Сейчас там много непонятного и опасного для пациентов. Там нет самого определения тяжелой наркотической зависимости, не прописаны сроки ее лечения. Нет пояснений: если ты уже начал лечиться от наркотической зависимости, ждать ли окончания лечения. Нюансов очень много, и вариантов неоднозначной формулировки много. С этим мы и пытаемся бороться», — сказала она.